Евгений, по батюшке Валерьевич (v_vodokachkin) wrote,
Евгений, по батюшке Валерьевич
v_vodokachkin

Categories:

Психопатологический "коммунизм" (про этот ихний "Чевенгур")

Сподобился-таки я прочесть эту культовую книгу перестроечной интеллигенции. Честно говоря, именно культовый ее статус - притом в этаком надрывно-слезливом оформлении ("Во-от она, подлинная правда, которую от нас десятилетиями скрывали! Во-от она, скорбная хроника провала коммунистического прожекта! ... бла-бла-бла") - более всего отвращал от самой мысли о чтении. Тем более, тогда культовых книг подобного пошиба всплыло до хрена, только и слышалось: ах, "Архипелаг ГУЛАГ"! ах, "Чонкин"! ах, "Полночь века"! ах, еще что-нибудь. И какую ни раскроешь - сплошь и рядом мутная тягомотина. Из всей литературной антисоветчины действительно талантливо, с литературной точки зрения, написаны практически только стародавняя аверченковская "Дюжина ножей..." да гораздо более поздний аксеновский "Остров Крым". Все же прочее - откровенное УГ, и не потому, собственно, что антисоветское, а потому что именно унылое, занудное и банально неинтересное. Ибо над всем содержанием доминирует единственная эмоция - "злоба, грустная злоба"(с).

Но тут один уважаемый френд порекомендовал, и любопытство пересилило. Вдруг да в самом деле что-нибудь в этом есть? Увы, увы... По ходу чтения (которое само по себе оказалось нелегким делом, а почему - скажу ниже) постоянно преследовал вопрос:

tumblr_m55zng2yRb1rojvxvo1_500



Chevengur

Из груди - унылый стон
От смертельной скуки...
А.Новиков

"Скучный" - чуть ли не самое часто употребимое прилагательное в пресловутом "Чевенгуре". И надо признать, оно как нельзя лучше передает общий тон данного абсурдистского опуса. Читать его невыносимо скучно (не так давно я о творчестве Мьевиля - http://v-vodokachkin.livejournal.com/178874.html - отозвался в несколько сходном ключе, так вот, в сравнении с платоновским произведением, Мьевиль до крайности увлекателен!).

Возможно, это прозвучит банально, но книги, помимо очевидных литературных и смысловых достоинств/недостатков, еще и много могут рассказать о личности писателя, и для этого даже не требуется знакомство с его биографией (хотя я с биографией Платонова все же познакомился - после прочтения - и предположения вполне подтвердились). Внимательный читатель может составить достаточно адекватное представление о том, каким был автор, или, по крайней мере, каким стремился быть. Этим фактором более, чем каким либо иным, определяется подбор основных персонажей и их характер. Чтобы далеко не ходить, вспомним дико закомплексованного Роберта Говарда, всю жизнь стремившегося со своими комплексами распрощаться. Таковое стремление и вызвало к жизни образ Конана, притягательность которого заключается в том, что это подчеркнуто (даже, можно сказать, гипертрофированно) нормальный человек, цельная личность с весьма рациональным поведением, полнейшая противоположность романтическим невротикам, носящимся со своим никому нахрен не сдавшимся ОБВМ, который им кажется сказочной сокровищницей, на самом же деле является помойкой. Кстати, столь же гиперторфированно нормальными выглядят герои ефремовской фантастики, чем радикально отличаются от издерганных и нервных, зачастую попросту истеричных персонажей, типичных для творчества Стругацких (чем они и умиляют столь же далеких от психической уравновешенности представителей не-быдла, видящих в них своих собратьев по духу).

Так вот, мир "Чевенгура" сплошь населен невротиками, психастениками и акцентуированными психопатами. Ни одного нормального человека там попросту нет. Перестроечная интеллигенция в этом обстоятельстве усматривала сатиру на советское общество, по своей привычке занимаясь поисками глЫбочайшего смысла там, где все обстоит гораздо проще. Не будучи подвержен Синдрому Поиска Глубинного Смысла, ваш скромный повествователь намерен беспардонно бухнуть: нет там никакой "карикатуры на Совдепию", есть просто отражение восприятия мира тяжелым невротиком, каковым и был автор. Это чувствуется и в нарочитом отсутствии фрагментации романа (вместо этого есть непрерывный, напоминающий понос, поток невротического сознания), и в зубодробительном языке, с виду напоминающем русский литературный, но фактически причудливо перевранный ради непонятных соображений. Раз уж были мимоходом упомянуты АБС, то замечу, что платоновский язык один к одному смахивает на словесные выкрутасы шизофреников и параноиков из цитированной в "Понедельнике..." (и реально существующей) книги о художественном творчестве душевнобольных - "В кругу облаков, высоко /Чернокрылый воробей..." (если что, см. здесь - http://www.e-reading.link/book.php?book=140997).

Ненормальность этого мира дополнительно подчеркивается тем, что тема ебли не раскрыта его антисексуальностью - в кого ни ткнешь, сплошные импотенты, фетишисты, фригидные особи женского пола и т.п. Исключений раз, два, и обчелся - мающийся от спермотоксикоза горбатый инвалид и малосимпатичный жулик-приспособленец (оба, впрочем, тоже с напрочь съехавшей набекрень крышей). Правда, фигурировал еще олигофренический пейзанин, делавший детишек, как на конвейере, но у него этот процесс рутинностью своей напоминал скорее хождение "до ветру", нежели что-то, хоть слегка отмеченное эротикой.

Ну и вот, короче, собралась целая шобла таких милых личностей строить коммунизм в отдельно взятом городишке. Что ж, как говорится, флаг им в руки и барабан на шею. Вот только одна фигня... Коммунизм, согласно афористичной фразе Маяковского, не что иное, как "свободный труд свободно собравшихся людей". Слово "труд", если до кого не дошло, вообще-то ключевое! Тогда как свободно собравшиеся люди в этом дурацком Чевенгуре предались свободному ничегонеделанию, дуракавалянию и убиванию времени, маясь от скуки (что при таких делах слегка закономерно) и не умея даже придумать себе сколько-нибудь интересных развлечений. Поскольку, дескать, преодолели эксплуатацию, а пашет за всех пусть солнышко в небе! Ясен пень, из такого "коммунизма" ни фига путного не вышло, да и выйти не могло, поэтому аффтар в итоге не нашел ничего лучшего, как всех этих никчемушных придурков поубивать с помощью внезапно набИжавших культистов Хаоса вооруженных людей непонятного происхождения, роковая тайна коих так и не раскрывается. Да ладно, будем считать для простоты, что это банда Булак-Балаховича учинила беспредел:).

Слово "коммунизм", повторяемое как чевенгурцами, так и аффтаром едва ли не на каждой странице, тут, откровенно говоря, вообще не при делах. Возьмись эти недоумки строить либеральный рай для распрапвления плеч атлантами, у них при их раздолбайстве получился бы точь-в-точь такой же дурдом без блэкджека и шлюх врачей и санитаров. Даже пристойного феодализма не вышло бы, разве что феодалы появились бы откуда-то извне и припахали чевенгурских бездельников, не интересуясь их согласием. Более всего чевенгурское сборище похоже на каких-нибудь неформалов-сквоттеров в благополучной Европе, но уж никак не на строителей коммунизма или еще чего-либо осмысленного. Всё-то у них происходило, как в песне:

"
Мы сидим у разбитых корыт
И гадаем на розе ветров,
А когда приходит время вставать,
Мы сидим, мы ждем..."

(Автора цитаты, надеюсь, напоминать еще нет необходимости?).

Биографы иногда заявляют, мол, Платонов в этом романе выразил свое разочарование итогами революции, нэпом, и вообще забил большой болт с левой резьбой на свою прежнюю ультрареволюционность. В принципе, может быть, оно и так, для психически неуравновешенных натур вообще характерны метания из крайности в крайность. Но тогда, помимо резонного вопроса, что вообще писатель имел нам сказать этим своим тягомотным делирием, возникает еще один: если он разочаровался и вообще "не это я хотел", то что предлагается взамен? Сидеть на жопе ровно в дерьме и не чирикать? Да вроде бы тоже не вариант, учитывая, в каком запредельном дерьме сидели персонажи в "дореволюционной" части повествования. Их желание из того дерьма выкарабкаться вполне понятно, даже если оно полубессознательное и кажущееся странным им самим. Тогда что? А фиг знает! Писатель в этом смысле - типичный представитель интеллигенции, обожающей любое действие подменять бесконечными рефлексиями и придерживавшейся галичевского категорического императива "... бойтесь единственно только того, /Кто скажет:"Я знаю, как надо!" задолго до того, как сам Галич эту фразу написал. Чего ему и еще over 9000 подобных рефлексирующих граждан недоставало в жизни, так это практического руководства на тему -

IWLNEvZzGvw


Чтобы далее не разводить бодягу про эти не заслуживающие внимания невротические излияния, скажу только, что с легким сердцем удалил нахрен файл с "Чевенгуром" и взялся читать ревертевское "Танго старой гвардии"...
Tags: если вдуматься, книга, литература, маразм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments