Евгений, по батюшке Валерьевич (v_vodokachkin) wrote,
Евгений, по батюшке Валерьевич
v_vodokachkin

Categories:

Ножик имени фрегата

Пользуясь выходными, оседлаю любимого Росинанта. Кому ножиковая тема глубоко отвратительна - мои соболезнования:)

В общем, это рекомый фрегат -



А это, соответственно, ножик -



Какое отношение один имеет к другому, субъективно и сумбурно (ну, да вам не привыкать!) рассказывается под катом.



Как полагалось нормальному советскому пацану, не желавшему прослыть совсем уж дремучим, я в детстве имел представление, кто таков был адмирал Нахимов и что первую оборону Севастополя не надо путать со второй. Но вот о том, что Крымская война, как ни странно, происходила еще и далеко за пределами курортного полуострова, узнал не без удивления классе в пятом, обзаведясь вот таким сборником разнородной прозы и поэзии -



- где, наряду с прочими интересностями и конъюнктурностями, присутствовала историческая повесть



которая, несмотря на некоторые неточности (до которых, впрочем, я докопался много позже), содержала широкую, местами беглую, местами довольно подробную панораму той самой войны, порядком потесненной в памяти событиями более позднего времени. Там мне впервые встретились и накрепко засели в памяти названия "Бомарзунд", "Або", "Свеаборг", и оттуда довелось узнать о существовании в русском флоте фрегата со странным "собачьим" именем:

"Из-за мола, оставляя за собой полоску дыма, нацелив вперед длинный бушприт и чуть наклонив назад мачты, легко рассекал воду своим изящным черным корпусом корабль; под кормовым свесом шапкой клокотала пена. Корабль плавно развернулся, и Алексей прочитал на корме название: "Полкан".
- Винтовой фрегат, с гордостью пояснил мичман..."


Ясен пень, учебники и разные популярные издания информации не добавляли, но я был упертый шкет, поэтому разными окольными путями постепенно нарыл кое-что. Сначала открыл для себя такую классику жанра, как "Списокъ русскихъ военныхъ судовъ" Ф.Веселаго (именно такое старинное издание с твердыми знаками и ятями попало в мои подростковые руки на прискорбно краткое время), где значилось следующее:



Позже из разных источников удалось выяснить более-менее достоверно и прочие характеристики малоизвестного корабля и детали его биографии. (Сейчас-то эти сведения благодаря этим нашим интернетам разыскать не проблема, а вот в те времена... целые детективные истории разворачивались:))

"В январе 1851 г. после доклада Николаю I и с его санкции принимается решение использовать для установки механизмов «Архимеда» один из двух фрегатов, планируемых к постройке в Архангельске. Корпус должен быть построен по чертежам фрегата «Паллада», откорректированным в 1847 г. видным кораблестроителем Д. Уайтом с учетом установки паровой машины. При этом длина корпуса возросла на 6 м. За основу парусного вооружения был принят английский фрегат «Arrogant». Артиллерийское вооружение состояло из 22-24-фунтовых (152-мм) длинных и четырех 2-пудовых (245-мм) бомбовых пушек в батарее. На квартердеке и форкастле 20-24-фунтовых пушко-карронад, две 2-пудовые бомбические и две 24-фунтовые длинные пушки, всего 42 орудия. 9 сентября 1851 г. новый фрегат был заложен. Первоначально он назывался «Палкан», впоследствии стал именоваться «Полкан». В связи с мелководьем бара Северной Двины, провести фрегат с установленными механизмами было невозможно, поэтому принимают решение корпус под парусами перевести в Кронштадт, где затем смонтировать машину и котлы. К этому же времени от машины «Архимеда» отказались, и 3 марта 1852 г. заказали в Англии заводу Пенна механизмы по образцу того же «Arrogant» нарицательной мощностью 360 л.с. (около 620 и.л.с.). 2 августа 1852 г. фрегат вышел из Архангельска и 2 сентября благополучно прибыл в Кронштадт. В кронштадтском доке работы продвигались успешно, но после ультиматума союзников России (февраль 1854 г.) английские механики покинули Кронштадт. Тем не менее, все работы по окончательной сборке и доводке механизмов были успешно завершены и 19 мая «Полкан» вышел из дока. Ходовые испытания состоялись 9 октября. При водоизмещении 2316 т две горизонтальные паровые машины (4 огнетрубных котла) обеспечили скорость 9 узлов.
На заключительном этапе Крымской войны «Полкан» входил в отряд паровых судов, развернутых на подступах к Кронштадту. После окончания войны фрегат 2 октября 1856 г. в составе эскадры контр-адмирала Е.А. Беренса (винтовой корабль «Выборг», парусный фрегат «Кастор» и бриг «Филоктет») ушел в Средиземное море. Вернулся в Кронштадт 19 августа 1859 г. Опыт трехгодичного плавания фрегата «Полкан», эксплуатации его механической установки, выявленные недостатки и достоинства конструкции корпуса и вооружения стали базовой основой для строительства последующих винтовых фрегатов, а механическая установка - прообразом изготовленных уже на отечественных заводах механизмов фрегатов «Аскольд», «Илья Муромец», «Громобой». В 1860 г. при детальном осмотре корпуса и паровой машины комиссия предложила «по совершенной ветхости» корпус разобрать, а машину, отремонтировав на Кронштадтском пароходном заводе, установить на строящийся винтовой корвет «Варяг». «Полкан» с 1860 г. в море не выходил, вскоре машины и котлы демонтировали, а корпус подготовили к продаже с торгов. В 1863 г. корпус передан Инженерному департаменту Военного ведомства и затоплен для заграждения фарватера у Кронштадта." (http://keu-ocr.narod.ru/Cruisers/chap02.html).

Кстати говоря, здесь - http://www.nevstol.ru/cat-657.html - содержится весьма примечательная таблица, позволяющая на основе конкретных ТТХ сравнить отечественного "Полкана" с иностранными кораблями того же класса и примерно того же времени постройки.

Ну и, естественно, удалось разобраться с этимологией странного "собачьего" названия боевого корабля. Как оказалось, Полкан - это своеобразный кентавр русской сказочной традиции, подобно еще многим ее персонажам, "импортированный" из-за бугра. Сегодня, опять же, достаточно заглянуть в услужливую Педевикию - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BD_(%D1%84%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%80). Кстати, обратите внимание: на самой первой картинке, иллюстрирующей данный пост, название написано через "а", в первоначальном варианте, достаточно быстро сменившимся по каким-то неизвестным мне причинам на более привычный. С изображениями фрегату, надо сказать, не повезло - может быть, где-то в недрах ЦГА ВМФ они водятся, но в открытом доступе мне практически ничего больше отыскать не удалось...

Так вот и получилось, что, с моей точки зрения, один из складников, выпускаемых под маркой "Витязь" (дочерний бренд "нордвейских викингов"), носит имя не собачье, а фрегатское -



Ну, теперь и про ножик. Благо, в отличие от военно-морского тезки, его можно без проблем покрутить в руках, обмерять и просто им воспользоваться по прямому назначению.

В лице его имеем незамысловатый складник этакого нарочито народного дизайна (кому как, а мне нравится - и вообще, на вкус и цвет все фломастеры, как известно...) -



- в котором архаичность облика (деревяшковые накладки как будто пришли прямиком из XIX века) сочетается с вполне современными решениями, вроде однорукого открывания, лайнер-лока и пескоструйного финиша. Габариты скорее средние - общая длина 240 мм, клинок 104 мм в длину и 2,5 мм в толщину. Намеряно на конкретном моем экземпляре, поскольку некоторый разброс присутствует.



- сабж в компании широко известной "Большой собаки" CRKT M21 наглядно демонстрирует разницу двух концепций современного карманного ножа - тактический фолдер и подчеркнуто мирный рабочий складник, далекий от милитаристских изысков. Таким в самый раз шинковать хлеб/сыр/колбаску/огурчики-помидорчики, строгать палочки, срезать грибы... Между прочим, сведение в 0,3 мм обеспечивает просто отличную резучесть! Так и быть, не стану вас в очередной раз донимать фотками всего нарезанного, попрошу просто поверить на слово. Кто не поверит, может легко убедиться - сабж купить не составляет проблемы.

Сталь - традиционная для "Витязей" 65Х13 -



- между прочим, закаленная на неплохие "роквеллы", поскольку добротный советский алмазный надфиль берет ее весьма неохотно.
Пухлые деревянные накладки, несмотря на непритязательный внешний облик, очень комфортны в руке -



Хотя есть определенная "засада": они имеют подлое свойство со временем усыхать, и плашки выступают все сильнее и сильнее, что снижает удобство даже держания, не говоря уже о работе. Столкнувшись с таким казусом, надо признаться, я поступил наиболее радикальным способом - дождался, пока процесс усыхания закончится, и банально сточил выступившие края плашек по всему периметру. В общем, тут как с текстильными вещами, которые при первой стирке "сядут" - и на этом все...

Из несомненных плюсов упомянем осевой винт с обычным плоским шлицом, точнее, даже с двумя крестообразно расположенными, оба под самую простейшую отвертку или любой ее заменитель (в шлиц влезает современная российская копейка, но, блиннн, она скоро совсем выйдет из употребления!)




Сочетание цветов стали и латуни лично мне тоже кажется вполне уместным и смотрится гармонично.

Как и в случае с "Каланом" (http://v-vodokachkin.livejournal.com/111262.html), дизайн позаимствован - уж не ведаю, насколько невозбранно - у Марычева, среди моделей коего присутствуют два возможных прототипа нашего героя:



- "Ястреб"



- и "Половец".

Надо сказать, что виденные мною непосредственно марычевские складники при ценах в разы выше как-то не производят впечатления изделий более высокого класса, чем продукция "Витязя". А тут за какие-нибудь пять сотен (до скачка доллара, правда) на выходе получается вполне работоспособный и не малявочный ножик - для тех, кому "не шашечки, а ехать".


Tags: sail steampunk, история, книга, ножи, ножи "Витязь", судостроение
Subscribe

  • Большие состязания тесаков

    Как можно было заметить, ваш скромный обозреватель заточенных железяк питает особое уважение к большим и могучим изделиям такого рода, обладающим,…

  • Только щепки летят!

    Сегодня во время вылазки в близлежащий лес (кому начало трудовой недели, а кому - после смены выходной:)) набрели мы на сухое дерево - ...под…

  • "Гражданин-товарищ-барин..."

    Кому не по душе острые железяки - лучше не читать. Потому что сегодня пойдет речь именно о такой железяке, которая, несмотря на свое название -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments