Евгений, по батюшке Валерьевич (v_vodokachkin) wrote,
Евгений, по батюшке Валерьевич
v_vodokachkin

Categories:

Старейший из...

...кораблей - участников русско-японской войны выглядел так:






Вряд ли сумею блеснуть оригинальностью, если среди книг, пробуждающих - или усиливающих - интерес к военно-морской истории, назову более чем широко известную "Цусиму" Новикова-Прибоя. Лично мне она попала в руки уже в старшем школьном возрасте, и едва ли не больше собственно содержания в ней заинтересовало приложение, содержащее списки русских и японских кораблей, принимавших участие в этой одной из первых разборок между локальными империализмами. Надо отметить, что в разных изданиях это приложение бытует в существенно различающихся вариациях. Тот список, с которым я повстречался, изобиловал лакунами и довольно курьезными ляпами. Например, в составе 1-й Тихоокеанской эскадры (той самой, порт-артурской) значились эскадренные миноносцы (по тогдашней терминологии - "истребители") "Кондор", "Рачительный" и "Решительный". Казалось бы, ничего особенного, но... это один и тот же корабль под разными именами, которые он носил за время службы! (Впрочем, на этом череда его переименований не завершилась - пополнив в качестве трофея штаты японского флота, он сначала звался "Акацуки-2", а позже "Ямахико"). Кроме того, если верить тому же списку (на основе каких источников он составлялся?!!), все миноносцы и истребители Страны Восходящего Солнца ухитрились войну благополучно пережить, что IRL далеко не так. Еще составители приложения напрочь забыли о самом существовании малого крейсера "Мияко", соответственно, не отразив и факт его гибели на русском минном заграждении. Ну, и так далее.

Однако, помимо перечисленных странностей, внимание привлекло упоминание загадочной боевой единицы - "корабля береговой обороны" - весьма почтенного возраста, да еще и с двойной датой вступления в строй: 1851 и 1870 годы. Это и был герой нашего повествования.

Вряд ли британские кораблестроители, закладывая в 1849 году на колониальной верфи в Моулмейне, Бирма (вспоминаются хрестоматийные киплинговские строки "By the old Moulmein pagoda /Lookin' lazy at the sea...") новый корабль Ее Величества корвет "Malacca", подозревали, насколько долгая служба предстоит их детищу. Собственно, корвет был вполне заурядный, собратьев его насчитывалось до фига и более, с обычным назначением - нести миру демократию бремя белого человека и "миральезой настраивать слух языческим королям". Видимо, в силу такой заурядности изображений "Малакки" раннего периода крайне мало (мне и вовсе не посчастливилось найти ни одного), за исключением единственного элемента - носовой фигуры:



Изображает ли усатый мужик некую конкретную личность или воплощает обобщенный образ, на сегодняшний день не ведаю.

Сойдя на воду в 1853-м, новопостроенный HMS под парусами прибыл в метрополию, где на верфи в Чатеме его оснастили весьма прогрессивной по тем временам 2-цилиндровой паровой машиной фирмы "
John Penn & Son" мощностью 692 индикаторных л.с., превратив таким образом в винтовой. Вооружение на этом этапе включало 1 - 8-дюймовое орудие конструкции Миллера (вариация на тему широко известной системы Пексана) плюс 16 - 32-фунтовых гладкостволок. Надо отметить, что тактико-технические характеристики корабля, приводимые в разных источниках, существенно варьируют. Так, водоизмещение указывается от 1758 до 1978 тонн - вероятно, в разное время и при разных вариантах загрузки. Различается мощность силовой установки (даже в тех случаях, когда авторы не путают индикаторные лошадиные силы с нарицательными, они же номинальные, ...а также лошадиные силы с киловаттами:)). Даже год постройки, и тот "плавает"!  В вопросе классификации, и то разнобой - согласно одним источникам, вначале "Малакка" числился шлюпом, потом с 1862 года оказался переклассифицирован в корвет, по другим, с точностью до наоборот, начав биографию корветом, в 1869-ом превратился в шлюп. А ведь казалось бы, просвещенный XIX век с развитым бухгалтерским учетом... "Вот такая, панимашь, загогулина!" (Б.Н.Ельцин).

Как бы то ни было, прослужив более 15 лет в Вест-Индии, на Средиземном море и Тихом океане и пережив несколько модернизаций (одна из которых включала замену паросиловой установки на более современную, "Humphrys & Tennant" в 707 и.л.с.), "Малакка" был выведен из штатов Royal Navy, но вместо того, чтобы отправиться на слом, оказался куплен только-только встающим на ноги молодым японским Императорским флотом. То ли сыны Ямато соблазнились дешевизной корабля не первой молодости (все-таки, для деревянного корпуса 15 лет - далеко не юность, иные за такой срок успевали полностью сгнить, как случилось с российским "Генерал-адмиралом" американской постройки), то ли какие-то внешнеполитические коллизии требовали немедленного - вот прям щас, и точка! - пополнения корабельного состава. Так или иначе, бывший британский "Малакка" с 1870 года стал японским "Цукубой". Вернее, первоначально его новое имя звучало как "Цукубакан", где "-кан" подразумевало специфическое обозначение именно военного корабля (в отличие от употребляемого доныне "-мару", означающего гражданское судно). Аналогично броненосный корвет "Адзума" в ранние годы службы фигурирует как "Адзумакан". Впрочем, довольно скоро "-кан" сочли излишним, дескать, и так все понятно.

После 1875 года свежеприобретенный ветеран служил главным образом кузницей кадров (которые, как известно, решают все!), сиречь учебным кораблем, совершая с кадетами на борту дальние вояжи в Америку, Австралию, Гонконг, порты Китая, Владивосток и даже в экзотический для тогдашних японцев Вальпараисо. Заметка из сиднейской газеты тех лет как раз посвящена такому визиту -



(толком почитать при желании можно здесь - https://news.google.com/newspapers?nid=1302&dat=18780406&id=oUoQAAAAIBAJ&sjid=MZMDAAAAIBAJ&pg=7437,2824167&hl=en, еще один печатный материал, датируемый чуть более поздним временем, здесь - http://trove.nla.gov.au/ndp/del/article/9027590). Корреспонденции, что характерно, выдержаны в дружелюбном к японцам духе, характерном для английской прессы того времени - как же, две островные нации, во многом друг на друга похожие и все такое. Вильсон в "Броненосцах в бою", помнится, высказывался аналогичным образом. До второй мировой оставалось еще больше 60 лет, никакой Перл-Харбор не рисовался в воображении даже самых разнузданных фантастов...

Офицерский состав "Цукубы" в 1876 году -




Японцы старательно косплеят своих европейских наставников. Впрочем, как показала дальнейшая история, это были вполне серьезные ребята, не в пример ряженым "японским казакам", которых упоминал коллега vikond65 в одном из комментариев. Кстати, обратите внимание - сам корабль в центре изображен еще с высоким рангоутом, несущим приличную трехъярусную парусность.

В ходе японо-китайской войны "Цукуба" выполнял функции банального сторожевика, охраняя акваторию ВМБ Йокосука и пунктов временного базирования. В решающем сражении при Ялу не участвовал, да там управились и без него.

Зато в русско-японской войне сабж отметился более существенно. Перевооруженный к тому времени на 4 - 6-дюймовых длинноствольных скорострельных орудия Армстронга (самых что ни на есть продвинутых!), он, как пишет известный специалист С.Сулига, активно использовался для поддержки с моря действий сухопутных войск. Надо сказать, в условиях пассивности порт-артурской эскадры такое боевое применение этой антикварной единицы можно считать вполне оправданным. Пусть даже "старичок" развивал всего 8 узлов, это все равно больше, чем скорость лошади на рыси, а быстрота передвижения тогдашних войск была еще скромнее. Поэтому особой быстроходности не требовалось, а огонь дальнобойных шестидюймовок оказывался весомым аргументом, который было сложно оспорить. Правда, разнобой в сведениях продолжается и в этот период. Иные авторы даже заявляют, что "Цукуба" "
since 1900 as non-self-propelled", то бишь являлся чем-то несамоходным, вроде блокшива или какой баржи. Однако:

""Почему начальник отряда считал появ­ление на горизонте проблесков электрических фонарей опасным для девяти миноносцев, посланных атаковать неприятеля? Почему требо­валась такая поспешность? Почему начальник отряда не удостоверился лично в уничтожении миноносца, а отдал распоряжение выстрелить миной? Почему он выстрелил миной зная, что глубина мала?.." — вопрошал командующий эскадрой.
Ответ Е. П. Алексеева был долог и неубе­дителен. А из японских источников выяснилось, что замеченный "свет прожектора" в действи­тельности принадлежал отряду под командованием капитана 2 ранга Нисияма в со­ставе старых судов береговой обороны "Цукуба", "Хайен"* и канонерок "Акаги" и "Чокай" — то есть как раз тем кораблям, которые и дол­жен был атаковать Алексеев" (http://wunder-waffe.ru/Magazine/BKM/Forel/06.htm). Несколько нехарактерная прыть для "несамоходного" судна!

Кстати, к тому времени старый корвет действительно официально числился в странном на наш взгляд классе кораблей береговой обороны - все-таки, обычно это название ассоциируется с мониторами, низкобортными броненосцами и прочими маломореходными кораблями, обладающими малой дальностью плавания и небольшой осадкой, а тут вдруг... Однако такова особенность японской классификации - крупные старые корабли, уже не соответствовавшие требованиям эскадренного боя, перечислялись в "корабли береговой обороны". Например, таковыми в 30-е - 40-е гг. числились прославленные броненосные крейсера, ходившие некогда под флагом Камимуры, даром, что конструктивно они отнюдь не предназначались для прибрежного плавания.



Сабж на период порт-артурской эпопеи. Рангоут уже куцый, общее число орудийных портов явно превышает количество орудийных стволов. В общем, корабль береговой обороны 3-го класса, входивший в состав 7-го боевого отряда.

Это, собственно, была его лебединая песня. В 1906-м (по другим данным - в 1907-м, опять пресловутая разноголосица источников!!!) корабль-ветеран был продан на слом, уступив свое имя новому броненосному крейсеру.

Основная мораль сей басни, если на то пошло, состоит в том, что при правильном подходе даже такой антиквариат может оказаться полезным и пригодным к использованию. А вот в Порт-Артуре в течение всей осады бесполезно простояли три аналогичных, да еще и менее древних, боевых единицы - железные винтовые клиперы "Джигит", "Разбойник" и "Забияка", и кто мешал использовать их в том же стиле, для поддержки приморского фланга сухопутной армии, совершенно непонятно. Впрочем, это лишь мелкий штришок в общей картине "разрухи в головах" у адмиралов РКМП, не у всех из которых хватало честности, подобно погибшему Витгефту, открыто признаться - мол, "я не флотоводец".

_______________________________________________________________________________________
* Кстати, упоминаемый "Хайен" (или "Хей-иен" в иной транскрипции) - тоже тот еще стимпанковый кораблик, полученный оригинальным методом урезания (по финансовым соображениям!) броненосного крейсера, пусть и не особо здоровенного, до канонерской лодки! Чего только не случалось в цинском Китае, от которого этот трофей достался самураям...
Tags: sail steampunk, история, мореплавание, парадоксы, судостроение
Subscribe

  • Погружение во тьму

    Так, если кто не в курсе, называлась популярная в перестроечные годы книжонка про хтонические ужОсы ГУЛАГа за авторством некоего О.Волкова (в том…

  • Рыночное "планирование"

    У критиков советской экономической системы (которая, вообще говоря, основательно эволюционировала в течение всего срока своего существования, но это…

  • Пятилетка, говоришь, развития?

    Угу, целый действующий губернатор нам обещает. Пруф? - извольте: 10-го в Свердловской области, вообще-то, губернаторские выборы ( "Выборы,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Погружение во тьму

    Так, если кто не в курсе, называлась популярная в перестроечные годы книжонка про хтонические ужОсы ГУЛАГа за авторством некоего О.Волкова (в том…

  • Рыночное "планирование"

    У критиков советской экономической системы (которая, вообще говоря, основательно эволюционировала в течение всего срока своего существования, но это…

  • Пятилетка, говоришь, развития?

    Угу, целый действующий губернатор нам обещает. Пруф? - извольте: 10-го в Свердловской области, вообще-то, губернаторские выборы ( "Выборы,…