Евгений, по батюшке Валерьевич (v_vodokachkin) wrote,
Евгений, по батюшке Валерьевич
v_vodokachkin

Categories:

Ну очень скромный броненосец





...Сменивший за свою не особо-то и долгую биографию два флага и три имени. Будучи назван при закладке "Lung-wei" (龙威, что приблизительно соответствует "Могучему"), в строй он вступил уже как "Ping-Yuen" (平遠) (в другой транскрипции - "Ping Yuan" или просто "Pingyuan"). Нетрудно догадаться, что рекомый корабль принадлежал к флоту Поднебесной (который, впрочем, на тот момент не существовал в виде единого целого, ну да это отдельная тема), а точнее - к соединению, носившему название Бэй-Янской флотилии (или "эскадры", переводят и так, и этак).



Итак, будучи заложен в бородатом с нашей точки зрения 1883-м, сей "Пин-юань" сошел на воду через 5 лет, и в 1889-м (или 1890-м - тут в источниках наблюдается разнобой) вступил в строй.

В тех покрытых дымкой времени 1880-х годах определенной популярностью пользовалась концепция броненосца с максимальной огневой мощью на носовых курсовых углах, отражавшая - в противовес прежней линейной тактике - привлекательную на первый взгляд идею атаки фронтом, которая имела бы заключительный аккорд в виде таранного удара (ну да, Лисса не давала покоя господам в адмиральских эполетах!). В металле реализацией этой концепции явился целый ряд кораблей, несших на баке единственную установку главного калибра, как то:



- британский "Victoria"



- он же в виде модели, для наглядности;



- меньший по размерам российский конкурент-аналог "Император Александр II";



- еще более скромный по водоизмещению и размерениям японский "Ицукусима" (который, вообще говоря, крейсер, но воплотивший в себе тот же подход к общей компоновке).

Наш герой, в сравнении с перечисленными единицами, был вообще малышом, имея всего-то 2640 тонн полного водоизмещения. В соответствии с первоначальным замыслом, он предполагался несколько побольше, поскольку начинал строиться по типу броненосных крейсеров "Цзин-юань" и "Лай-юань", сошедших по китайскому заказу со стапелей штеттинской фирмы "Vulkan", тогда еще не очень-то и знаменитой. Но то ли китайские корабелы переоценили производственные мощности отечественной верфи в Фучжоу, то ли отпущенные на данный корабль деньги куда-нибудь ...делись:) (масштабы raspil`а & otkat`а в позднецинском Китае были еще те!), в общем, так или иначе, было принято решение "урезать осетра". В результате, 84-метровый крейсер сократился до 60-метровой броненосной канонерки, сохранив при этом прежнюю длину броневого пояса (солидной 8-дюймовой толщины в средней части, снижавшейся в оконечностях до 5 дюймов) и приобретя довольно кургузые обводы, поскольку отношение длины и ширины корпуса не дотягивало даже до 5.



В рамках той же экономии ("Денег нет, но вы тут держитесь!") мощность машин с 5700 "лошадей" на прототипах германской постройки упала до жалких 2400, соответственно, и скорость с 16,5 узлов (для первой половины 1880-х не рекорд, но приемлемо) снизилась до скромных 10,5. Правда, китайские источники утверждают, будто бы на мерной миле "Пин-юань" выжал даже 12,5 узла, но мы-то знаем цену подобным цифрам (как там по-китайски будет "приготовить пиво и графит"?:))...



Зато бронирование и вооружение для такого "маломерного судна":) остались очень приличными. Вышеописанный броневой пояс, прикрывавший ватерлинию на всей протяженности, дополнялся карапасной (то бишь, выпуклой по форме) броневой палубой 2-дюймовой толщины, установку главного калибра защищал 5-дюймовый барбет, дополненный 1,5-дюймовым куполом. Указанные барбет с куполом содержали в себе 10,2-дюймовое (260-мм) казнозарядное крупповское орудие с 22-калиберным стволом (на китайских канонерках "алфавитной" серии, принадлежавших к ренделловскому типу, стояли пушки и более крупнокалиберные, но - дульнозарядные, поэтому менее скорострельные и более сложные в обслуживании). Средний калибр "Пин-юаня" был представлен парой крупповских же 15-см орудий, также казнозарядных. Ну, и плюс к тому скорострельная мелочь, а также торпедные аппараты под 14-дюймовые торпеды (систему уточнить не удалось, но выбор Германии как экспортера вооружения позволяет предположить торпеды Шварцкопфа; в известном справочнике С.Сулиги "Японский флот" (1995 г.), правда, калибр ТА указан 18-дюймовым, однако правильность этой цифры выглядит сомнительной - получается, что во всем тогдашнем китайском флоте торпедами такого калибра был вооружен единственнный корабль, притом из числа самых тихоходных). В общем, первенец китайского броненосного кораблестроения (хотя и с импортными машинами и вооружением) получился, не став в итоге крейсером, похож на французские броненосные канонерки типа "Ашерон" ("Acheron") -



- несколько уступавшие по водоизмещению и калибрам артиллерии. Они часто и называются его непосредственным прототипом, хотя более поздняя их постройка противоречит этой версии.



Тем не менее, черты сходства (скорее, обусловленные принципом конвергенции, бытующем не только в живой природе) налицо, достаточно обратить внимание, в частности, на характерный завал бортов, хорошо заметный на показанной ниже модели -



(Да, "Пин-юань", как оказалось, пользуется популярностью у судомоделистов, возможно, из-за необычного, подлинно стимпанкового облика в сочетании с простотой постройки модели).

Классифицировать такую единицу как крейсер было явно некорректно, поэтому сабж чаще именуют броненосной канонеркой, какой он, в сущности, и был. Хотя Вильсон, не мудрствуя лукаво, просто поименовал его "небольшим броненосцем", наряду с упоминавшейся выше парой броненосных крейсеров немецкой постройки: "В состав эскадры входили также броненосец «Чжень-Юань» (однотипный с первым) и три небольших броненосца «Дзин-Юань», «Пин-Юань» и «Лай-Юань»..." ("Броненосцы в бою"). Коль скоро прозвучало слово "бой", то пора сказать, что "Пин-юань" побывал в деле у Ялу, в ходе которого сподобился сразиться не абы с кем, а с японским флагманом "Мацусима": "...Обогнув правый фланг китайцев, главная эскадра имела краткое, но жаркое столкновение с «Пин-Юанем» и китайскими миноносцами... «Мацусима» не был сильно поврежден до вступления в бой с «Пин-Юанем». По этому кораблю он открыл огон, на расстоянии 300 ярдов и продолжал стрелять до тех пор, пока не отошел на расстояние 1300 ярдов. В 14:34 он был пробит 10,2-дюймовым китайским снарядом, который убил четырех человек у левого кормового торпедного аппарата и, ударившись о барбет, разбился вдребезги. Этот снаряд пролетел очень близко от снаряженной торпеды; если бы она взорвалась, то могла уничтожить весь корабль. Снаряд, кроме того, прошел сквозь подшкиперскую и пробил цистерну для масла, но когда он разбился о барбет, то оказался начиненным цементом (вот опять они, raspil & otkat!!! - В.В.). В ответ на это японцы подбили большое орудие «Пин-Юаня»...". Любопытно, что современные китайские авторы иной раз приписывают попаданию с "Пин-юаня" выход из строя 320-мм орудия ГК на "Мацусиме", традиционно числящийся на счету артиллеристов броненосца "Чжень-юань".



Однако, как бы то ни было, битву при Ялу наш герой пережил благополучно - дабы капитулировать затем в Вей-хай-вее, поскольку первая современная японо-китайская война завершилась с известным итогом -



Наряду с другими бывшими китайскими боевыми единицами, "Пин-юань" пополнил собой японский Императорский флот, став "Хейеном" ("Heien") и прописавшись уже определенно в классе канонерок (изредка фигурирует как "канонерская лодка 1-го класса", что, в общем-то, имеет смысл, поскольку на фоне посудинок вроде "Акаги" этот "небольшой броненосец" выделялся изрядно).



Японцы частично перевооружили трофей, заменив нескорострельные крупповские 15-см орудия скорострельными 40-калиберными 6-дюймовками Армстронга и добавив две также скорострельные 4,7-дюймовки (120-мм) той же системы. Тогда же, по всей вероятности, и состоялась замена торпедных аппаратов на 18-дюймовые, соответствовавшие британскому стандарту, преобладавшему и в японском флоте.

Слегка модернизированный "Хейен" служил учебным артиллерийским кораблем, пока не началась следующая война в тех же водах - русско-японская, в ходе которой он опять был возвращен в боевой состав. Ничего удивительного, у японцев воевали и более ветеранистые ветераны - если уж старый деревянный "Цукуба" оказался "призван на действительную службу"(http://v-vodokachkin.livejournal.com/225317.html), то что говорить о корабле следующего поколения! Разумеется, такой тихоход не мог попасть в первую линию, и потому использовался для блокадной службы. С.Сулига в упоминавшемся справочнике характеризует его функционально как "корабль бомбардировки берега", и в общем-то, для огневой поддержки своих войск на прибрежном направлении этот не слишком глубоко сидевший (чуть больше 4 м) "небольшой броненосец" вполне подходил. Хотя описаний эпизодов такой его боевой работы мне не встретилось. Зато попадались упоминания об использовании в роли импровизированного десантного транспорта, например: "Высадка в районе Нандендзы, расположенном на оконечности мыса Восточный Тунгуз началась утром 19 мая и к вечеру того же дня сухопутные части овладели побережьем. Десант с броненосца “Фусо”, канлодок “Хейен”, “Сайен” и “Цукуба” в составе одной роты с полубатареей (1х47-мм и 1х75-мм орудиями) под командованием старшего артиллерийского офицера с “Фусо” лейтенанта Такемицу прикрывали два вооружённых паровых катера с “Фусо” и “Сайен”" (Белов А.А. "Броненосцы Японии").

Но, как известно, все когда-нибудь заканчивается. Кончилась и биография "Пин-юаня" - "Хейена", подорвавшегося 18 сентября 1904 года на мине в Голубиной бухте с летальным исходом для 198 офицеров и матросов. В очередной раз подтвердилось, что из всего спектра русских морских вооружений в той войне наибольшую эффективность продемонстрировала якорная мина...
Tags: steampunk, история, оружие, судостроение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments