Евгений, по батюшке Валерьевич (v_vodokachkin) wrote,
Евгений, по батюшке Валерьевич
v_vodokachkin

Categories:

Несостоявшийся

За окошком зима, сколенвставание и рост цен буквально на все, по всему глобусу - разгул духовности, патриотизма и прочих психопатологий на фоне кризиса, которому не видно не то, что конца, но и дна. А чего-нибудь позитивного все едино хочется! Один из надежных источников позитива - это, как водится, корабли, одни из красивейших творений человека. С кого бы сегодня слегка отряхнуть пыль забвения? А вот хотя бы -





С чьими флотами у нас обычно ассоциируется слово "авианосец"? (Если, конечно, не считать постоянно упоминаемого последний год в СМИ и оттого пребывающего на слуху в России "Адмирала Кузнецова", первого и единственного "блина" советского авианосцестроения). Ну конечно - прежде всего на память заслуженно приходит US Navy. Следом, естественно, тоже Navy, но уже Royal. Кто не попал в число жертв ЕГЭ, может вспомнить и японский Императорский. Но если кому и вспомнится Regia Marina, то в последнюю очередь - что и неудивительно. Между тем, единственный почти построенный итальянский авианосец периода второй мировой мог выйти довольно любопытной боевой единицей. Итак, перед нами portaerei "Aquila", каким он мог стать и каким он реально был. ("Portaerei" - банальнейшая калька с английского "aircraft carrier", немецкого "Flugzeugträger", ну, вы поняли. "Aquila" же, понятно в общем и без перевода, а для непонявших подсказка: латинское и итальянское название самой популярной геральдической птицы. Вообще самое популярное из "птичьих" имен, присваиваемых кораблям, в данном же случае могло повлиять и то обстоятельство, что Муссолини с братвой во многом увлеченно и попсово косплеили древних римлян).

Каких-то открытий и, тем более, пресловутого срывания покровов попрошу не ждать, ниже - всего лишь скромная компиляция из фоток и фактов, знакомых всем причастным к флотской истории, для непричастных же она может оказаться в чем-то даже интересной и до некоторой степени познавательной. А иных целей и не преследуется...



- так выглядел сабж в юные годы, когда военная карьера ему даже не снилась, поскольку был он знаменитым (пусть не до такой степени, как британские "королевы",но все же!) трансатлантиком "Roma" в 32,5 тыс. тонн и с 22-узловым ходом.



На "Голубую ленту" наш герой не претендовал, эти амбиции позже воплотились в "Rex"-е, тогда как "Roma" очень быстро начал привлекать специфическое внимание адмиралов и корабельных конструкторов, усмотревших в лайнере...



...перспективную "заготовку" для авианосца. Несколько предварительных проектов так и остались в чертежах, пока начавшаяся WWII не ускорила ход событий, побудив-таки в июле 1941-го - когда на восточном фронте все еще только, по сути, начиналось, а на средиземноморском театре державы "оси" уже пережили облом при Матапане и другие болезненные события - приступить к перестройке лайнера в авианосец вполне классической схемы.



- работа, можно сказать, закипела. Тем паче, предстоял очень солидный объем переоборудования,после которого на выходе планировалось следующее:



Ну не красавчик ли? Правда, так он не выглядел никогда...



- он же в аксонометрической проекции, наглядности ради.



- прежняя лайнерная надстройка уже срезана, взамен установлена полетная палуба вполне приличной 216-метровой длины (для сравнения, на британском "Victorious" она имела длину 204 м, на более поздних его систершипах - 225 м).



- тоже полетная палуба, монтируется настил.



- носовая оконечность будущего плавучего аэродрома. Встречалось мнение, что замена прежнего вертикального форштевня (см. кадры, в которых фигурирует "Roma") на клиперный была, дескать, вызвана чисто эстетическими соображениями. Однако, прикидывая, какие ударные нагрузки при сильном волнении испытывал бы передний край полетной палубы (а прежняя форма носовой оконечности с практически отсутствовавшим развалом бортов заставила бы именно его принимать на себя удары волн), я бы с этим не согласился и назвал переделку форштевня очень даже функциональной.



- оконечность кормовая, со свесом полетной палубы.



Между тем, внутри корпуса работы также двигались полным ходом. Полная замена силовой установки - это вам не видеокарту в системнике сменить на новую! А что поделать, 22-узловой ход прежнего лайнера был категорически недостаточен, ладно бы еще "Рому" перестраивали в эскортный авианосец - но ведь "Aquila" предназначался для сопровождения линейных сил, а быстроходность "Vittorio Veneto" и однотипных с ним линкоров была на высоте. Поэтому 13 котлов и 8 паровых турбин мощностью 136000 л.с. уступили место 8 новым котлам и 4 турбозубчатым агрегатам (тем и другим "поделились" недостроенные к тому времени легкие крейсера, а точнее - эсминцы-переростки, двоюродные браться советского "Ташкента", "налитого из той же бочки"), выдававшим уже 151000 "лошадей", что при снижении полного водоизмещения на 4 с лишним тысячи тонн (до 28350) позволило бы развивать уже до 29 - 30 узлов.



- не слишком часто встречающийся снимок 1943 года: испытания котлов (без хода, на якоре)

Любопытной чертой итальянского "Орла" стал своеобразный броневой пояс из железобетона ("controcarene in cemento armato"), которым  заполнили одну из продольных секций бортовых булей. Толщина этой, так сказать, фортификации составляла 600 мм - и броня, и балласт для повышения остойчивости. Прикинуть снарядостойкость такого пояса сложно - какие-либо данные о толщине арматуры отыскать не получилось, а без них выйдет чистой воды спекулятивная прикидка. Защиту дополняли 76-мм полетная палуба плюс 60-мм броня (уже обычная, стальная) емкостей с авиационным горючим и 80-мм прикрытие боезапаса. Может, не столь внушительно, как на упоминавшихся выше "викториесах", но все равно солидно. К слову, бетонное бронирование, при всей своей экзотичности, не составляло какого-то итальянского эксклюзива. Аналогичное решение использовали японцы, после уроков морских боев у Гуадалканала забетонировавшие рулевые отделения старых линейных крейсеров "Haruna" и "Kongo" из расчета на противостояние 8-дюймовым снарядам.



"Главный калибр" переоборудованного корабля, естественно, составляла авиация. Некоторый минимальный опыт в этом направлении у морских летчиков с Апеннинского "сапога" уже имелся (во всяком случае, гораздо бОльший, чем у их "коллег" из ВМФ СССР) - фотка выше демонстрирует истребитель Re.2000 на катапульте авиатранспорта "Giuseppe Miraglia".
Ввиду отсутствия палубных самолетов специальной разработки, "Aquila" предполагалось для начала оснастить модифицированными сухопутными истребителями Reggiane Re.2001 -



- не то, чтобы выдающимися по летно-техническим данным, но все же находившимися на уровне тогдашних требований. Вооружение из 2 крупнокалиберных (12,7 мм) и 2 обычных (7,7 мм) пулеметов чрезвычайной мощностью не отличалось, однако для противодействия истребителям и одномоторным ударным самолетам, представлявшим основную угрозу для кораблей в открытом море, его было бы достаточно. Палубная модификация -



- отличалась наличием хорошо заметного крюка для зацепа за тросы аэрофинишера.
Хотя основным предназначением будущего авианосца была ПВО линейных сил, на основе того же Re2001 разрабатывался и вариант скоростного торпедоносца -



Впрочем, до его испытаний в боевых условиях дело дойти просто не успело. Да и бомбардировочная версия той же машины (с 630-кг бомбой на внешней подвеске - не так уж мало, вообще говоря), хотя даже и была опробована реальной атакой на все тот же "Victorious", успехов не имела и в массовую серию не пошла...
Основным недостатком Re.2001 с точки зрения размещения на авианосце было, разумеется, нескладывающееся крыло. Однако даже при этом авиагруппа "Aquila" выглядела отнюдь не символической, насчитывая 51 самолет. Правда, 10 из них предстояло ютиться прямо на полетной палубе, подвергаясь воздействию неизбежных в море природных факторов, зато остальные 41 размещались бы в ангаре, притом довольно нетривиальным образом: 26 - на его палубе, еще 15 - в подвешенном состоянии под подволоком. Мне не удалось выяснить, осуществлялись ли практические пробы такой подвески, во всяком случае, соответствующих снимков не встретилось. Однако сама идея, позволяющая увеличить численность авиагруппы почти на треть, не столь уж глупа при всей экстравагантности.
В дальнейшем, если бы начался серийный выпуск модификации Re.2001G со складывающимся крылом -




- количество истребителей на борту могло бы возрасти до 66, но это тем более осталось в планах.



- сабж во время постройки. Уже возведен "остров" по правому борту.



- строящийся корабль увешан маскировочными сетками. Надо отметить, камуфляж себя всецело оправдал, и за время постройки "Aquila" не получил повреждений от налетов авиации союзников.



- еще один кадр на ту же тему.



- редкий снимок нашего героя с воздуха.

Продолжая разговор о вооружении сабжа, можно с позиций послезнания назвать не слишком удачным оснащение его одиночными 135-мм неуниверсальными установками (донором орудий для которых послужили те же esploratori-переростки, с которых были сняты машины для "Aquila"). Все-таки, в течение всей второй мировой авианосцам не приходилось вести артиллерийские дуэли с крупными вражескими кораблями (расстрел немецкими линкорами "Глориеса" или стрельба "Конго" по "Гэмбиер-бей" представляли собой "игру в одни ворота"), поэтому, например, 90-мм зенитные спарки, устанавливавшиеся на новых итальянских линкорах, в данном случае оказались бы полезнее. Но это, повторим, ясно и однозначно сейчас.
А вот "сшестеренные" 20-мм зенитки - два вертикальных ряда по три ствола - были довольно любопытными образчиками в своем жанре.



В общем, результатом радикальной перестройки бывшего лайнера мог бы стать вот такой няшка. На деле же получилось скромнее, прозаичнее и даже печальнее...



- к моменту благоразумной капитуляции Италии в 1943 году готовность "Aquila" составляла порядка 80 %, то бишь, "еще немного, еще чуть-чуть", и... но поезд, как говорится, уже ушел. Потом недостроенную единицу прибрали к загребущим рукам бывшие недавние союзники - tedeschi - которым, впрочем, также было уже не до него. Однако на всякий случай по нему сначала прошлась союзная авиация -



- сабж на привычном месте, но уже с креном...



- затем бывшие владельцы с благословения англичан использовали против него ("так не доставайся же ты никому!") некогда с успехом опробованные на тех же просвещенных мореплавателях человекоуправляемые торпеды.



В итоге, так и недостроенный гигант затонул на мелководье, потом был поднят...



...чтобы попасть прямиком на судоразделку. Здесь он в послевоенной Генуе.



- кадр натурально постапокалиптический и fallout-ный.



- началось раскурочивание.



Впрочем, тянулось оно, ни шатко ни валко, до 1952 года, когда у мира уже были совсем иные заботы...
Tags: regia marina, steampunk, авиация, история, оружие, судостроение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments