Евгений, по батюшке Валерьевич (v_vodokachkin) wrote,
Евгений, по батюшке Валерьевич
v_vodokachkin

Categories:

Полтораста лет назад...

...Только что прошел ходовые испытания один из двух уникальных, по меркам Российского императорского флота, боевых кораблей -



- броненосный фрегат "Петропавловск", первый носитель этого имени (оказавшийся более счастливым, чем второй), названный в память обороны Петропавловска-на-Камчатке, оставшейся светлым эпизодом среди достаточно безотрадной летописи событий Крымской войны.



Уникален первый "Петропавловск" не своими характеристиками (ничем не выдающимися на фоне кораблей-современников), а тем, что был одним из всего лишь пары мореходных российских броненосцев с деревянным корпусом, обшитым броней из железных плит. Подобные боевые единицы, дабы выделить среди разнообразия тогдашних броненосных кораблей, иногда классифицируются как панцирные.



Если сопоставить эти два снимка, сразу бросается в глаза распространенная в тот период особенность - телескопическая дымовая труба, которая могла складываться досостояния практически полного отсутствия. (Еще встречались трубы заваливающиеся, и все ради удобства использования парусного вооружения).



- а это уже рисунок с натуры, на котором фрегат предстает снова с разложенной на полную высоту трубой (и в другой окраске, без белой полосы на уровне орудийных портов) рядом с двухбашенным монитором "Смерч". Так сказать, два воплощения противоположных подходов в раннем броненосном кораблестроениии - с точки зрения мореходности, дальности плавания, размещения артиллерии.

"Петропавловск"-первый, как уже сказано, не отличался впечатляющими техническими данными, будучи достаточно заурядным броненосцем с бортовой батареей водоизмещением ~6000 тонн, с 21 нарезной 8-дюймовкой и 1 нарезным же 6-дюймовым орудием. Вот, кстати, на этом фото -



- как раз хорошо видны выдвинутые из портов орудийные стволы, довольно короткие, в духе своего времени. Надо отметить попутно, что опубликованных его снимков удалось отыскать весьма немного, да и из тех многие представляют собой варианты одного и того же кадра. Не повезло кораблю в этом плане, хотя достигнутый к его появлению уровень развития фотодела позволял в принципе рассчитывать на большее...

Слабым местом оказалась силовая установка, представленная паровой машиной устаревшего типа, построенной еще в 1860-м году, которую,очевидно, решили пристроить к делу - то ли из соображений экономии, то ли владельцы прежнего завода Бёрда, изготовившего оную машину, задействовали могучую технологию под названием "откат". Так или иначе, на мерной миле свежепостроенный фрегат не дотянул и до 12-и узлов, оказавшись не то, чтобы уж совсем неприличным тихоходом, но все же, неспособным ходить наравне с британскими и французскими современниками.

Тем не менее, известную роль в развитии отечественного флота "Петропавловск"-первый все же сыграл. Даже официозное советское издание 1978 г. "Дважды Краснознаменный Балтийский флот", не особо вдающееся в технические подробности, отмечает, что "флагманский корабль Бутакова броненосный фрегат "Петропавловск" был первым в мире кораблем, вооруженным по инициативе адмирала противоминной артиллерией" - речь идет об установленных в кампанию 1874 года 10 - 87-мм нарезных (еще не скорострельных) орудиях.  Пусть даже это были сравнительно неторопливо наводимые установки на колесных лафетах - время тумбовых еще не пришло - любому тогдашнему миноносцу мало не показалось бы,особенно с учетом скромной дальности действия ранних торпед.

В 1892-м году, ни разу не приняв участия в реальных боевых действиях, деревянный "Петропавловск" был выведен из состава флота, передав свое имя броненосцу совсем иного типа, гораздо более известному по причине своей трагической гибели в ходе порт-артурской эпопеи. Вместе с практически однотипным (хотя и внешне отличающимся) "Севастополем" он так и остался единственной парой "панцирных" фрегатов Российского флота. Не потому, впрочем, что отечественный флот отличался особо передовыми кораблестроительными технологиями, а потому, что броненосцев ранних типов в нем вообще насчитывалось немного...
Tags: sail steampunk, история, судостроение, юбилей
Subscribe

  • Большие состязания тесаков

    Как можно было заметить, ваш скромный обозреватель заточенных железяк питает особое уважение к большим и могучим изделиям такого рода, обладающим,…

  • Только щепки летят!

    Сегодня во время вылазки в близлежащий лес (кому начало трудовой недели, а кому - после смены выходной:)) набрели мы на сухое дерево - ...под…

  • И кто кого победил?

    Повстречалось загадочное - И вот теперь не ем, не сплю ( да ладно, не волнуйтесь, шучу:)), все бьюсь над разгадкой жгучей тайны: чья и над кем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Большие состязания тесаков

    Как можно было заметить, ваш скромный обозреватель заточенных железяк питает особое уважение к большим и могучим изделиям такого рода, обладающим,…

  • Только щепки летят!

    Сегодня во время вылазки в близлежащий лес (кому начало трудовой недели, а кому - после смены выходной:)) набрели мы на сухое дерево - ...под…

  • И кто кого победил?

    Повстречалось загадочное - И вот теперь не ем, не сплю ( да ладно, не волнуйтесь, шучу:)), все бьюсь над разгадкой жгучей тайны: чья и над кем…